Fridge magnet wooden gears

Старообрядческая икона Пилипоновки-Бершадской

По официальным сведениям 1835 г., в слободе проживало 226 жителей. Клировые ведомости Подольской духовной консистории за 1868 г. зафиксировали цифру в 608 человек. В 1891 г. в Пилипоновке насчитывалось 287 чел. муж. пола. Население слободы было причислено к мещанскому сословию городов Ольгополя и Новой Ушицы Подольской губернии, а также к г. Хотину Бессарабской губернии (9).

В 1891 г в Пилипоновке насчитывалось 174 старообрядческих хозяйства. В их распоряжении находилось 22 дес. усадебной и 230 дес. полевой арендной земли. Пилипоновские старообрядцы славились как искусные мастера по постройке разного рода зданий (с фундамента под ключ). Практически все профессиональные строительные работы в этом регионе производились ими самостоятельно. В 60-е-70-е гг. XIX в. пилипоновцы прославились строительством водяных мельниц. Местные староверы организовывались в артели: каменщиков, плотников, столяров, специалистов по изготовлению инструментов. Занимались также грабарками и торговлей. Значительное внимание старообрядцы уделяли садоводству и баштаному промыслу.

В начале XX в. в среде пилипоновских староверов выделялись достаточно богатые люди. Еще до Октябрьской революции 1917 г. Ивелий Кривоносое купил в Одессе квартал домов, а семейство Кольцовых владело возле м. Саврань фермами, на которых разводило овец и птицу.

Вообще среди старообрядцев Пилипоновки было много купцов. По воспоминаниям моей бабушки, Суржиковой Аксиньи Софроновны (1884 г. р. ), в нашем роду были купцы 2-й гильдии, которые торговали в Европейской части России, ездили в Краков, Варшаву и Вену. Важно заметить, что из таких поездок они часто привозили и древние иконы (10).

Церковь в честь Покрова пресвятой Богородицы построена в Пилипоновке в 1885 г. Во время неприятия Куреневским старообряческим мужским монастырем Окружного послания слободские старообрядцы выразили ему полнейшую солидарность. Кроме того, в слободе имелась ещё одна молельня, которая возникла в результате разногласий в общине. Она поддерживала связи с Веткой - известным центром древнеправославных христиан.

В настоящее время Пилипоновка входит в черту г. Бершадь Винницкой обл. Здесь существует школа с русским языком обучения, что помогает местным староверам сохранять родную речь не только в быту.

Пилипоновский Покровский храм продолжает функционировать, хотя в 1938 г. был временно закрыт. При церкви есть священник. До недавнего времени обязанности настоятеля храма исполнял иерей Леонид Беликов. Ныне прихожан окормляет наезжающий из Киева отец Алексей Комендантов.

Церковь расположена в центре слободы на пересечении основных улиц Села и Краснянки. Сюда же выходит улица Раковка. Как и положено - все улицы ведут к храму. Храм деревянный, стоит на гранитном фундаменте, состоит из трех частей: колокольни (с основной главой, на которой расположены колокола), центральной части (где находятся мужская и женская половины) и алтарной части с возвышающейся над ней небольшим куполком.

По воспоминаниям моей бабушки А. С. Суржиковой, с храма несколько раз пытались снимать колокола. В последний раз, когда приехал урядник с подчинёнными и влез с этой целью на колокольню, прибежали старообрядцы к бабушкиному родственнику, прозывавшемуся Красило-Бесило. Это был купец недюжинной силы. Поговаривали, что в драках он не участвовал, потому что во гневу мог убить человека, а это по старообрядческим обычаям считалось большим грехом. Случалось, что в порывах ярости Красило-Бесило разбивал кулаком дубовый стол.

Когда власти снимали колокола, то пилипоновцы прибежали и сказали об этом Красиле. Долго не думая, он вбежал на колокольню, схватил урядника за грудки и выкинул из окна. Ни один человек не подтвердил случившегося, в т. ч. и подчинённые урядника. Сказывали, что урядник сам выпал из окна при снятии колоколов. После этого больше из храма Покрова пресвятой Богородицы никто никогда не смел снимать колокола.

В последние десятилетия местная старообрядческая церковь неоднократно подвергалась ограблениям. Первое ограбление произошло в 1975 г. Тогда было украдено 15 древних икон. Вторая кража случилась в 1994 г. Украдено 18 икон, из которых 12 были обнаружены в Одессе и возвращены. Третье ограбление произошло в 1996 г. Было украдено 22 иконы, в т. ч. и ранее возвращённые.

Иконостас Покровского храма пятиярусный, писанный по месту приезжими иконописцами. Первый ряд - в человеческий рост. По правую сторону от Царских врат Христос с апостолами и святыми, по левую сторону - Богородица с апостолами и святыми. Второй ярус иконостаса посвящён праздникам. По размерам праздники - четвёртая часть от иконы первого ряда. На остальных ярусах изображены праотцы и пророки. Иконостас состоит из 80 икон.

"Клирос" (от слова "клир", но обычно говорят "крылось") - это высокие загородки в приличном расстоянии от иконостаса. С правой стороны клироса стоят чтецы и певчие женщины, с левой стороны чтецы и певчие мужчины. На клиросах с правой и левой стороны стены увешаны иконами "людскими". Это личные иконы людей, которые они принесли в церковь и их "подкармливают", т. е. приносят свечи из натурального воска и масло для лампад. Сразу за клиросами стоят мужчины; так как храм находится в центре слободы, тот, кто живёт от храма с левой стороны, занимают левую сторону, кто справа - правую, по обе стороны стены и перегородки увешаны "людскими" иконами, даже над дверью и окнами висят иконы.

Перед перегородкой клироса на мужской стороне справа стоит на аналое подставка под храмовую икону "Покрова пресвятой Богородицы". Она находится в большом резном и позолоченном киоте. Киот - это глубокая с большими краями рама, вырезанная из дерева с растительным орнаментом (в данном случае - виноград с листьями), покрыта левкасом и сусальным золотом сверху закрыта стеклом. С левой стороны стоит такого же размера икона, она тоже в киоте. По центру мужской половины свисает большое кованое паникадило со свечами. Механизм для передвижений его на противовесах устроен на чердаке. Свисающее из второго купольного пространства паникадило легким движением руки опускается, ставятся свечи и таким же путем поднимается на любую высоту.

Женская половина, которая занимает большую часть храма, так как службы женщинами посещаются больше, чем мужчинами. Правда, на большие праздники приходит столько народа, что все двери открываются и люди стоят в притворе, на крыльце и даже на ступеньках на улице, и из растворённых всех дверей храма несется на всю слободу служба. Это впечатляющее, неописуемое зрелище, особенно для приезжих.

Женская половина храма слева и справа увешана в несколько ярусов "людскими" иконами. Свечи и лампады ставятся ко всем иконам, всё натурально, без электричества. На верхние ярусы к каждой иконе достает деревянный шест (с крюком и металлическим завершением для лампады). Крюк цепляется за божничку (полка с рустом, на которой находится икона). В металлическое завершение для лампады может привязываться свеча. Такого очень простого приспособления я не видел ни в одном другом храме. По бокам проёмов клироса, мужской и женской половины стоят привязанные рушниками хоругви. Это высокое древко, завершающееся восьмиконечным позолоченным крестом и прикреплённой к нему иконой на полотне с правой и левой стороны. Хоругви выносятся, когда совершается крестный ход.

Иконы, находящиеся в Покровской церкви, написаны в старообрядческих селениях Подолья по канонам древнерусской иконописи. Также выдержана техника исполнения (липовая доска, поволока, левкас, позолота, темпера). В них объединяется аскетизм с живыми красками, что дает предчувствие высшей радости и печали.

Иконы отдельных регионов Подолья (г. Брацлав, слободы Пили-поновки-Бершадской, с. Пилипы-Боровские Томашпольского р-на; с. Круги, Краснянка, Курники, Борсков Тывровского р-на Винницкой обл.) со своей сложной композицией, стилистикой виртуозного письма перекликаются с миниатюрами Евангелия армяно-григорианской Церкви и миниатюрами династии Бабуров (Индия XVI-XVII вв.).

Значительные размеры композиций этих икон (особенно общины села Курники, Тывровского р-на) впечатляют масштабностью тем.

Школа иконописи существовала в с. Борскове Тывровского р-на. В начале XX в. там работал местный иконописец Вавила. Иконы этой школы многофигурные и многоплановые, наполненные разнообразными библейскими сюжетами, эпизодами из жизни святых, многоклеточные. Каждая клетка - является отдельной иконой. Для этих икон характерно миниатюрное письмо, которое отличается от икон других регионов Подолья композицией, цветом, построением фигур и изображением ликов святых. В с. Кругах Тывровского р-на была своя школа написания старообрядческих икон. Клейма иконы "Святитель Никола" включают всю жизнь святого со дня рождения до канонизации после смерти. В доме А. С. Суржикова жил в Пилипоновке несколько лет иконописец Калиник Березов. Старообрядцы заказывали ему именные иконы для дома и для храма "Покрова пресвятой Богородицы" слободы Пилипоновки. По некоторым сведениям, приехал он с другими иконописцами из Палеха.

В каждом старообрядческом доме в красном углу передней комнаты должен был быть иконостас. Во входной комнате на божничке (треугольная полка для икон) должно быть не менее трёх икон, и в каждой комнате должны находится иконы, даже над входными дверями. Когда женили сыновей и выдавали замуж дочерей, им благословляли отдельные иконы для венчания, которые передавались по наследству. Старшему сыну благословляли иконы "Отечество", "Деисусный Чин", "Святителя Николу". Младшему сыну оставался дом со остальными иконами. Дочерям благословляли "Богородицу", особенно целебную "Богородицу-троеручицу", а также "Праздники". Ветхие иконы хоронили вместе с покойником.

Когда заказывались иконы, по бокам "поля" изображались фигуры святых заказчика. Каждая семья пилипоновского старообрядца должна иметь свою икону в храме, которую в течение всей жизни обслуживают (окармливают), к празднику ставят большие свечи из натурального воска, а в остальные дни там светятся лампады. Эта традиция передается из поколения в поколение и соблюдается до сегодняшнего дня.

У моего прадеда, епископа Саввы (в миру - Софрона Ивановича Суржикова, 1846-1946 гг.), был походный пятиярусный (120x50 см) иконостас, состоявший из 15 досок, на которых изображены 80 миниатюрных икон, писанных яичной темперой по золоту палехскими мастерами. Такие походные иконостасы использовали купцы и зажиточные старообрядцы Пилипоновской слободы.

В церковной практике испокон веков нашли широкое применение литые иконы. Как нетрудно заметить, вышеуказанный догмат не оговаривает возможности их использования, поэтому правомерность таких икон можно было бы поставить под сомнение. Однако это сомнение нетрудно рассеять следующими рассуждениями. Прежде всего, материал, если это металл, в полной мере отвечает требованиям долговечности - "иже суть крепцы существом". Форма, по которой отливается образец, всегда была делом рук мастера, а главное - молитвенник не в меньшей степени, чем иконописец. Таким образом, форма также является произведением религиозного искусства. А через форму к каждому образцу фактически прикасался резец мастера. А самым главным, пожалуй, доводом в защиту литых икон можно считать проверку временем, которую они успешно выдерживали. Получив широкое распространение в глубокой древности, они дошли до наших дней, что, несомненно, является благочестивой традицией. Другое дело, что современное литьё, выполненное по формам сомнительных авторов, так же, как и современная иконопись, требует квалифицированной критической оценки.

У старообрядцев Пилипоновки было очень много металлических икон, особенно походных. Эта металлопластика относится к московским мастерским старообрядцев-поповцев. Имеется много складных икон поморского литья конца XVIII - начала XIX вв. Металлические иконы заполнялись яркими эмалями.

Таким образом, благодаря истовой вере старообрядцев Пилипоновки-Бершадской ни в царское, ни в советское время Покровский храм не закрывался. В нем сохранился древний пятиярусный иконостас, состоящий из 80 икон. Стены церкви увешены т. н. "людскими" иконами, принесенными в церковь каждым старообрядческим семейством, члены которого обслуживают их на протяжении всей жизни, передавая заботу по уходу за иконой подрастающему поколению. Иконы, потерявшие своего "кормильца", обхаживаются общиной.

В Покровской церкви, как и в любом православном храме, имеются двусоставные иконы (на хоругвях). Все иконы выполнены в каноническом древнерусском стиле с выдержкой технологии изготовления (липовая доска, поволока, левкас, позолота и темпера). Наиболее дорогие и почитаемые иконы украшались киотами, заключались в рамы под стекло. Рамы украшались резьбой, как правило, растительного орнамента (виноград).

На Подолье существовало несколько региональных центров иконописи (Бросков, иконописец Вавила, Пилипоновка, иконописец К. Березов). Для этих иконописцев характерно миниатюрное письмо, отличающееся композицией, цветом, построением фигур и изображением ликов.

Для совершения богослужений в поле богатые пилипоновские старообрядцы имели походные иконостасы, в миниатюре соответствующие храмовому иконостасу. Среди местных старообрядцев широкое распространение получили медные литые иконы.

Старообрядческая икона Пилипоновки-Бершадской находила себе место не только в храме, но и в каждом старообрядческом доме. В передней комнате, в красном углу на божничке, размещалось не менее трех икон. Иконы висели в каждой комнате и над дверями, выполняя при этом присущую им функцию.

В работе описывается интерьер и экстерьер старообрядческого храма сл.Пилипоновки-Бершадской Винницкой обл. Автор акцентирует внимание на старообрядческой иконе этой слободы; прослеживает историю заселения Пилипоновки. Посредством изучения местной иконы установлено, что образа Покровского храма создавались в разных регионах Подолья, имеют сложную композицию, отличающуюся виртуозностью письма, цветом, построением фигур и изображением ликов святых. Автор называет нескольких иконописцев, работавших в Пилипоновке, касается медного литья.

 

1 Андриан, епископ. В защиту иконы (Речь на Освященном соборе 2001 г.) // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. - М., 2002. -Вып. 4-5.-С. 51.
2 Там же.
3 Там же.
4 Андриан, епископ. В защиту иконы (Речь на Освященном соборе 2001 г) // Церковь Старообрядческий церковно-общественный журнал - М, 2002 -Вып 4-5 - С 52
5 Там же
6 Таранец С. Куреневское тримонастырье история русского старообрядческого центра в Украине - К , 1999 - С 46
7 Таранец С. Старообрядчество Подолии -К, 2002 -С 172
8 Таранец С. Старообрядчество Подолии -К, 2002 -С 173
9 Там же
10 Воспоминания Суржиковой Аксиньи Софроновны.

 

"Судьба старообрядчества в XX - начале XXI вв.: история и современность."


Сторінки:
2 1
Дивіться також в розділі  Культура рідного краю
»  В 2001 г. епископ Андриан в речи "В защиту иконы" на Освященном соборе сказал: "Седьмой Вселенский Собор принял догмат об иконопочитании. В нём отмечается, что иконы, написанные красками, и из дробных камней и из других, способных к...
»  Про народний театр у селі Флорино я не раз чув від Бориса Гавриловича Гребенюка, який довгий час працював інструктором райвиконкому, і від його сина – Володимира, нині адміністратора апарату райдержадміністрації і паралельно –...
»  Так історично склалось, що нинішня Бершадь у минулому склалася із кількох населених пунктів: містечка Бершадь, сіл Бершадь. Колосіївка, Піски-Бершадь, Пилипонівка. І майже кожне із них мало свої храми. У містечку Бершаді знаходилося кілька синагог...
»  Довідник «Жарких М.І. Храми Поділля» в розширеному і доповненому вигляді завжди доступний на компакт-диску.
»  Релігійне відродження
Всі статті розділу Культура рідного краю »
Цікаві фото
4 фото   
<b>Журналісти «Бершадського краю» за роботою</b><br />Перед тим, як читач районки ознайомиться з матеріалами, підготовленими її журналістами, кожен з нас повинен побувати...
34 фото   
<b>БАЛАНІВКА</b><br />БАЛАНІВКА &mdash; село, центр сільської Ради, розкинулося на берегах річки Берладинки, за 12 км від районного центру...
5 фото   
<b>Від кризи до стабілізації та поступу економіки</b><br />Минулої п’ятниці відбулося засідання колегії райдержадміністрації, на якій було розглянуто ряд важливих питань. В...
12 фото   
<b>Звітно-виборна конференція</b><br />У кінці минулого тижня відбулася ХХ конференція Бершадської районної організації Партії регіонів, на якій розглянуто...
Всі фотогалереї »
Ми - пам’ятаємо - «Книга Пам’яті України» / Сумівка
Скрипак Іван Григорович (1925) 1925 р., українець, селянин. Мобілізований в 1944 р. Рядовий. Загинув 04.06.44.

З історії Бершаді
І в наступні роки не вщухала на цих землях боротьба проти поневолювачів. Жителі Бершаді були учасниками повстання під проводом С, Палія. Тут було сформовано сотню на чолі з сотником Лук'яном, яка у жовтні 1702 року визволяла від польських військ Немирів. 1734 року надвірні козаки Бершаді підтримали селянсько-гайдамацьке антифеодальне повстання. В 50-х роках, коли знову пожвавився гайдамацький... Читати далі »



Останні новини
Може бути цікаво

Старообрядческая икона Пилипоновки-Бершадской - www.bershad.ua
Користувачі OnLine: 
Бершадщина  | Форуми  | Сторінками історії  | Літературна Бершадь  | Фотогалереї  | Новини  | Довідники  | Визначні місця  | У нас в гостях!  | Прогноз погоди в Бершаді  | Телефонні довідники
  • Продається будинок с. Чернятка. 35 соток, з усіма прибудовами: криниця, погріб, літня кухня з газом, будинок та времянка з газовим опаленням. Гарне місце. Ціни 3200 договірна.
    Продається будинок с. Чернятка. 35 соток, з усіма прибудовами: криниця, погріб, літня кухня з газом, будинок та времянка з газовим опаленням. Гарне місце. Ціни 3200 договірна.
    18.05.2020(063) 431-41-18
  • . Продам квартиру в місті Ірпінь, Київська область. 37 метрів, 16 000 у.о
    . Продам квартиру в місті Ірпінь, Київська область. 37 метрів, 16 000 у.о
    13.04.2020(067) 225-27-18
  • . Продаж одягу з Європи: Секонд хенд та нове.
    . Продаж одягу з Європи: Секонд хенд та нове.
    08.04.2020(096) 095-84-08
  • ДОСТАВКА:ОТСЕВА,ПІСКА,ЩЕБНЯ,,та інших вантажів до 8т.
    ДОСТАВКА:ОТСЕВА,ПІСКА,ЩЕБНЯ,,та інших вантажів до 8т.
    16.03.2020(098) 908-43-57
  • Продається тілна корова с.Бирлівка ціна договірна. тел 0960726720
    Продається тілна корова с.Бирлівка ціна договірна. тел 0960726720
    27.01.2020(068) 041-74-83
  • Продается дом с участком.(цена договорная) по адресу Виницька обл., Бершадськый р-н., с. Шляхова, вул. Дружбы 14.С общей площадью участка 25 соток
    Продается дом с участком.(цена договорная) по адресу Виницька обл., Бершадськый р-н., с. Шляхова, вул. Дружбы 14.С общей площадью участка 25 соток
    26.08.2019(097) 487-43-42
Всі оголошення Розмістити оголошення