Господь принял человеческую плоть - Он был видим и осязаем, поэтому Иоанн Дамасский восклицает: "Созерцаю образ Божий, как видел Иаков... ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о виденном во плоти" (2).
Люди, которых мы называем святыми, - это такие же, как и мы, жители Земли, которые по силе своей веры стали носителями Духа Святого. В них через соединение с божественным светом преобразилась человеческая природа. Икона являет нам человека - обитателя духовного мира и обнаруживает в себе, прежде всего, духовную сущность. "Икона - это то же Божественное Откровение, только написанное не буквами, а красками" (3).
Религиозное искусство, каковым является иконопись, есть выражение Божественного начала. Самая "плоть" иконы преображена и освящена изображенным на ней образом, восходящим к Первообразу. Это и дало повод Иоанну Дамасскому в его речах против иконоборцев воскликнуть: "Чту материю", т. е. и краски, которыми написан образ, и доску, на которую нанесено изображение, ибо Христос явившийся во плоти, освятил тем самым все материальное.
Смысл иконы таинственен, как и смысл всякого религиозного образа и религии в её целом. Главный же смысл иконы в её чудо-творности. Всякая икона чудотворна. Чудотворна же икона еще и потому, что через неё верующие общаются с Первообразным и тем самым преображают благодать. Икона чудотворна божественной силой, через неё проявляющейся и встречным усилием верующего.
Икона не пишется с натуры. Художник, посланный царем Авгарем, не смог написать портрет Христа. Это свидетельствует о том, что икона - это не портрет, не повторение природы, а результат усиленного созерцания и умного деяния-молитвы.
Каждая икона, написанная благочестивым иконописцем, соблюдавшим в изобразительных формах церковную традицию, и освященная Церковью, может стать чудотворной через молитву верующих, преклоняющих перед ней колени и устремляющих свои помыслы и надежды к Первообразу Причем чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону и благодать. Этой силе приемлем только верующий человек. На икону не смотрят, её не "переживают", а на неё молятся. Икона изобразительно догматична, и в ней, как и в церковно-образной стороне; царствует узаконеная традиция, а не индивидуализм.
В древние времена иконописец был иноком и подчинялся монастырскому уставу. К писанию иконы он приступал как к духовному подвигу, окропляя святой водой все материалы и инструменты. Когда икону писал светский иконописец, тогда требовалось специальное руководство его поведением. Ему рекомендуется добропорядочная семейная жизнь. Он, будучи совершителем изобразительного выражения молитвы, будучи участником обряда, выделялся из светских людей, приравниваясь к священнослужителям.
Стоглавый собор определяет качества, которыми должен обладать иконописец: смиренный, кроткий, благоговейный, не празднословец, не смехотворец, не завистник, не пьяница, не убийца. По немощи человеческой предусматривается возможность супружества. Но самое главное - это "в посте, в молитве, в воздержании со смиренномудрием, с великим прошением писать "Образ Господа нашего Исуса Христа, пречистой его Богоматери, святых пророков" (4).
Собор особо отмечает, что иконописец должен непременно иметь учеников, которых следует учить "без всякого коварства". Достойных учеников приводить к святителю, дабы получить от него благословение Думается, что такие высокие требования вовсе не случайно предъявляются Церковью к иконописцам, ибо от их духовного состояния и уровня мастерства в значительной степени зависит "сила" иконы.
Старообрядцы - хранители древних благочестивых обрядов и обладатели несметного духовного богатства в виде старинных икон, как никто другой должны особенно бережно относиться к традициям и каноническим установлениям православия. Говоря словами апостола Павла,"... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием" (5).
В своей книге "Куренёвское тримонастырье" С. В. Таранец пишет, что период с 1672 г. по 1699 г. был далеко не из лучших в истории Украины. В это время действовали несколько политических сил, каждая из которых имела свои претензии на украинское наследие. Кроме гетмана Дорошенко, поляков и татар, в этих территориях была заинтересована и Москва. Она мечтала ослабить Турцию в этом регионе. Польша стремилась возвратить утраченные территории и былую славу. В этом регионе действовала и ещё одна сила - это казаческие ватаги под предводительством Ивана Сирко.
Украинский народ с самого начала войны не принял союза гетмана Дорошенко с правительством Турции. Массовое переселение украинского народа началось со времени прихода турок на Правобережье. Гонимый здесь народ продолжал массовое переселение на левый берег страны, потому что захватчики грабили украинское население, жгли города и сёла, людей уводили в плен. По свидетельству очевидцев, Правобережье превратилось тогда в пустыню. Всё Северное Причерноморье от Днепра до Дуная попало под власть Османской империи. Кроме того, под властью турок было Подолье, а северная граница между Турцией и Польшей проходила по реке Кодыме. Многие земли оставались незаселёнными. Поэтому не удивительно, что на территории Правобережья возникают селения, созданные неизвестными ранее в этом крае людьми - староверами, бежавшими из России от религиозных преследований. Здесь старообрядцы поселились не только в удобных местах. Они развивали местное хозяйство и, главное, свободно исповедовали свою веру.
Первые поселения русских староверов на Брацлавщине, Подолье и захваченных турками землях возникают в лесах или других защищенных местах. Для тех, кто обосновался в лесу, всегда под рукой был традиционный русский строительный материал - дерево. На Правобережье возникает более 200 "кацапских" селений, среди которых и слобода Пилипоновка-Бершадская.
Несмотря на довольно широкую географию старообрядческих селений Подолья, Волыни и Киевщины, авторитетный духовный центр Куреневское тримонастырье формируется именно на юге Брацлавщины в куреневских лесах (6). Первых поселенцев привлекает не только лесная местность, но и то, что эта зона лесостепи была малозаселённой. Здесь власть любого государства была непрочной и слабой, потому что и бежавших сюда староверов разыскивать было чрезвычайно трудно.
В книге "Старообрядчество Подолии" С. В. Таранец пишет, что рядом с Никольским старообрядческим монастырем в нескольких десятках верст в предместье местечка Бершадь основывается старообрядческая слобода Пилипоновка (Ольгопольского уезда Подольской губернии, ныне вошла в городскую черту Бершади в Винницкой области) (7).
Первоначально староверами положено начало одной улице вдоль небольшой реки Дохна, причем дома размещались с нижней стороны от речки. Со временем начала застраиваться верхняя часть улицы, получившая название "Село". Перпендикулярно к Селу выходцами из с. Краснянки, братьями Нестером, Афанасием и Денисом Перфиловыми, положено начало улице Краснянка. Параллельно Селу шла улица Раковка, на излучине реки существовала улица Печурка, а ближе к местечку старообрядцы основали улицы Пески и Салган (8).