– С кем из режиссеров вы работаете? Какие музыкальные коллективы привлекаете? Кто оказывает организационную поддержку?
– В новой программе мы сотрудничаем с режиссером Любовью Гречишниковой, заслуженным деятелем искусств России. Благодаря выдающемуся музыканту Юрию Башмету удалось привлечь Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки. С ними я записал первую программу и работаю над второй. Они замечательные профессионалы: играют и классику, и джаз, и народную музыку. Продюсером первого диска был меценат, ученый и бизнесмен Ян Ашкенази. Огромную поддержку в осуществлении февральской премьеры оказывает президент культурного фонда «АРТЭС» Александр Достман. Мы работаем для того, чтобы песни, спетые нашими бабушками, обязательно услышали и наши дети. В этом простая философия нашей программы и ее пафос.
– Какая из гастрольных поездок вам больше всего запомнилась?
– В 2002 году мы собирались в Израиль. Однако началась вторая серия интифады, и многие артисты были в растерянности: куда мы поедем, там вот-вот начнется война! Все российские гастроли в Израиле отменились, все коллективы – и эстрадные, и классические – отказались ехать. Гастроли из других стран – тоже. И я тогда сказал: «Ребята, если сейчас мы отменим поездку, то грош цена и нам, и нашему проекту с названием “Песни еврейского местечка”. И сто процентов моих артистов – не только евреи, но люди разных национальностей – согласились ехать. В аэропорту Шереметьево, когда нас провожали, как в 1941 году, муж одной артистки сказал мне: «У нас двое детей. Если вам обязательно нужно, чтобы кто-то погиб, то лучше бы поехал я, а не она». Он был недалек от истины. В тель-авивском отеле всем нам вручили коробки. Раньше при вселении в гостиницу наливали стаканчик кошерного вина, а теперь преподнесли противогаз. В день концерта в Нетании, когда мои хореографы гуляли по городу, в квартале от них прогремел взрыв. Они были в сотнях метров от взорванного кафе, слышали звон стекла, ощутили ударную волну. Девочки прибежали ко мне: «Ефим Борисович, концерта не будет! Никто не придет!» Но я не отменил… Вы бы видели этот концертный зал вечером! Ни одного пустого места, ни один зритель не остался дома! В этом был вызов террористам.
– И также это был ответ российских артистов: музыкой – на террор. Ведь тот концерт послужил консолидации жителей Нетании, а те гастроли, в какой-то мере, – консолидации Израиля в целом.
– Звучит громко, но это так. Люди, которые приходят на наши концерты, приносят с собой ауру минувшего времени. Несмотря на все испытания, нашим предкам удалось выжить и сохранить свою культуру. Мы хотим, чтобы историческая память не прерывалась. Без нее народ – не народ.
– Спасибо за интервью. Редакция и читатели журнала «Лехаим» желают успеха в вашей благородной миссии.