– Появляются ли в вашем репертуаре новые песни на идише, новые тексты? Есть ли авторы, присылающие свои стихи?
– К сожалению, как разговорный язык идиш уходит. Но песня – одна из форм, в которой он может жить и даже в какой-то мере расцветать. Еще раз повторю: я рассматриваю свою программу как культурологическую. Как ни удивительно, действительно появляются новые песни. Их немного, но они будут в нашей программе в ГЦКЗ «Россия» 8 февраля.
– Как называется новая программа?
– «Песни еврейского местечка-2». В названии мы пошли по пути, опробованном в шоу-бизнесе, в частности в американском, когда успешный проект получает продолжение.
– Расскажите, пожалуйста, о новых песнях.
– Это две песни на стихи моего отца Бориса Зицермана (кстати, Александров – мой сценический псевдоним). Одна из них – «Майн штетеле Бершадь», а другая – шуточная песня «Пекел гелд» («Пачка денег»): «Когда есть деньги, вся твоя родня тебя любит». Так шутили в нашем местечке.
– Можете ли вы рассказать о новых проектах, помимо февральского в ГЦКЗ «Россия»? Что еще мы услышим и увидим?
– На основе февральского концерта мы готовимся сделать телевизионную версию. Первая созданная нами программа так и не была показана на территории СНГ. Она прошла по «НТВ Интернэшнл» в 2002 году, ее видели в Европе, в Израиле, в Америке, даже в Австралии. Но в России нам не удалось получить эфир. Недавно эта программа повторялась по израильскому телеканалу. Сейчас канал «НТВ-Мир» изъявил желание показать новый концерт, и опять за пределами нашей страны. Из восьмидесяти данных нами концертов только четыре, благодаря ФЕОР, прошли в Москве и один – в Нижнем Новгороде. Туда нас пригласил нижегородский раввин на 120-летие местной синагоги. Еще был концерт в Минске, с белорусским оркестром. Остальные – за пределами СНГ.
– Чем вы это объясняете?
– Экономическими причинами. Впервые услышав песни местечка в сопровождении настоящего театрального оркестра, – не в ресторанном, а в достойном и профессиональном исполнении, – я подумал: «Какой клейзмер об этом не мечтал! Наконец-то сбывается!» Тогда, в Камерном музыкальном театре, я по-новому осознал наше музыкальное наследие: эти песни, многие из которых стали шлягерами и звучат во всём мире, могут быть сыграны большим симфоническим оркестром! Чтобы это был не реквием, а гимн и местечку, и тем людям, благодаря которым мы существуем сегодня. Ведь еврейская народная музыка обогатила мировую музыкальную культуру, в том числе культуру эстрадную. Песня «Я так тебя люблю» звучала в оркестре Сантаны, ее пели лучшие джазовые певцы. «Ба мир бисту шейн» («Моя красавица») стала хитом в Америке, ее исполняли все оркестры. Я не соглашаюсь на «вариант караоке», когда мне говорят: «Фима, приезжай один, споешь под фонограмму, затрат никаких – всё прекрасно». Сегодня моя программа включает декорации, технику, в ней участвует балетный коллектив, нам необходим технический персонал. Перевозка, аренда стоят дорого. Далеко не везде можно компенсировать затраты. В Америке, например, есть возможность дать двадцать концертов в двадцати городах и не остаться в убытке. Мы гастролировали там дважды. Ездили также в Германию, в Канаду, в Израиль. В пределах же СНГ нельзя сделать высокую цену на билеты: здесь другой уровень жизни. Это серьезная проблема, которая не решается без спонсорской помощи.